Цель: познакомить родителей с работой учителя-дефектолога в школе, со специфическими ошибками при письме у обучающихся, а также методами их устранения.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хотела рассказать вам о работе учителя-логопеда в школе и проблемах речи у детей. В последнее время в школах отмечается увеличение числа обучающихся, имеющих расстройства разной причины, характера и степени выраженности. К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.Чтобы обеспечить помощь учащимся начального звена в развитии речи и овладении письмом, в школе предусмотрена система логопедических занятий. В этом учебном году на базе нашего учреждения образования продолжает функционировать пункт коррекционно-педагогической помощи, в который зачислены учащиеся, нуждающиеся в коррекционных занятиях с учителем-логопедом. Пункт начинает свою работу спустя 30 минут после окончания учебных занятий по утверждённому расписанию и работает до 18.00 с понедельника по пятницу. На логопедические занятия зачисляются дети при наличии заключения ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Червеня», в котором прописано о том, что ребёнок нуждается в оказании помощи учителя-дефектолога в пункте коррекционно-педагогической помощи. Заключение выдаётся после обследования ребёнка учителем-дефектологом на психолого-медико-педагогической комиссии при наличии необходимого пакета документов: выписка из медицинских документов (эта справка на ребёнка берётся в детской консультации), справка от психиатра об отсутствии у ребёнка психиатрического учёта, характеристика, детские работы (у дошкольников рисунки, а у школьников письменные работы).
Итак, начался учебный год. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью (письменная речь – это письмо и чтение). С чем это связано?
Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия. Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Симптоматика дисграфии:
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
У детей - дисграфиков отмечается недостаточная сформированность психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:
1. Искаженное написание букв:
– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ".
– У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь".
– добавление лишних элементов: у буквы Ш четыре крючка;
– смешение букв по акустическому и оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
– зеркальное написание букв: буква С пишется в другую сторону.
2. Искажения структуры слова:
– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко
– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)
– добавления и повторение букв, слогов: школала.
3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).
4. Искажения структуры предложения:
– раздельное написание слова;
– слитное написание слов;
– повторения слов.
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – меньше. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.
Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.
Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.
Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.
Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?
Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.
Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.
Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.
Практическая часть – дидактические игры и упражнения
1. Игра-разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д
Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.
(Родителям предлагается выполнить одно задание на выбор):
- Заштрихуй контур;
- Соедини точки;
- Дорисуй вторую половину;
- Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
- Игра «Найди выход из лабиринта»;
- Нарисуй так же (по клеточкам).
-
3. Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)
Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.
Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):
- Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая.
- Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький.
- Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
4. Физкультминутка.
Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.
Упражнение «Замок».
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз).
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза.
Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Упражнение «Прочитай и запиши слоги».
Упражнение «Реши примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о = поэт
Сок-к+ночи-но+ня+ет = сочиняет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се = стихотворение
Упражнение «Сложи по заданным слогам».
Сложи 1-е слоги:
Дорога машина = дома
Богатый лопата топить = болото
Листик товары падчерица = листопад
Сложи 2-е слоги:
еда свеча = дача
намочил горе = море
попона огород удача = погода
Сложи 2 слог, 1 слог, 3 слог:
Гроза платок намекать = заплакать
Сложи 2 слог 3 слог 3 слог:
напугать березы подарили = пузыри
Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту».
Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.
Чёрный Ивашка в деревянной рубашке. (Карандаш.)
6. Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
разгарнуць » / « згарнуць